Представление о святости гор, характерное для многих культур мира и тюркской, в том числе, обусловлено восприятием гор как связующего Землю и Небо, между верхним и нижним мирами. Олицетворением Мировой горы у казахов является Көк төбе (буквально — синяя/голубая гора), на котором растет Байтерек (мировое древо). Согласно традиционным верованиям древних тюрков, родник, озеро, долина, а также горы имеют своего собственного духа-хозяина. К примеру, у тюрков Южной Сибири (алтайцев, хакасов, тувинцев) выделяются несколько компонентов традиции почитания гор: ежегодные коллективные моления; сооружение обо на склонах священных гор и др. Во многих тюркских эпосах матерью фольклорных героев представляется именно гора — Otukan, которой поклонялись ещё древние хунну (гунны). В целом, культ горных вершин у древних тюрок был составной частью почитания священной Жер-Су (Земля-Вода).
Одним из ярких проявлений культа священных гор у казахов является практика почитания гор Улытау (Великие горы) и популярное образное выражение «Ұлытауға бардың ба, ұлар етің жедің бе». С одной стороны, здесь повествуется об исторических событиях первого собрания в Улытау представителей трехсот родов всех трех казахских жузов, оставивших на священных камнях этих гор свои родовые тамги в знак объединения против общего врага. С другой, истоки сакральности этих гор и нерушимость клятвы, принесенной во время ритуальной трапезы из жертвенного мяса священной птицы Улар.
Не меньшее значение в тюркской культуре занимает горный перевал, который наделен сложным семантическим содержанием: он символизировал переход, колебание уровней, восхождение и нисхождение. До сегодняшних дней у сложных перевалов казахи завязывают ленточки (лоскуты материи) в знак благополучного его прохождения.